Артвиль - творческое объединение мастеров-реставраторов, художников по камню, металлу и дереву, архитекторов, скульпторов и живописцев

Мастерская реставрации фарфора и архитектурная мастерская
Мастерская реставрации фарфора
архитектурная мастерская
Арт-студия
Контакты
Статьи по реставрации

ООО"Артвиль"
502-5248@mail.ru



Офис, мастерская (оценка стоимости работ, прием заказов, реставрационные работы):

г.Москва, ул. Зорге, д. 35 (небольшая частная территория со своей парковкой)

тел.:+7495 645-1328
тел.: +7495 502-5248
Режим работы:
понедельник -пятница: с 10.00 до 18.00 ч.
суббота, воскресенье - по предварительной записи.  

Выездной специалист, мастерская, прием заказов, оценка стоимости работ:
Московская область, п. Горки 2, Красногорское ш., 215 
тел.:+7 925 502-5248
Режим работы: предварительная запись с 8.00 - 22.00

Фото для оценки реставрационных работ можно присылать по WhatsApp или Viber на номер +79167437019

 Более подробно познакомиться с мастерской "Артвиль", посмотреть фотоотчеты по проводимых здесь работах можно на нашей странице в Facebook.

Реставрация икон

 

Реставрация объектов культа - ответственная перед людьми и историей работа, которая требует от мастера колоссальных знаний и навыков, интуиции и полного отречения от собственной художественной состоятельности. У реставратора икон нет своего живописного языка: он учится говорить на языке автора того произведения, что попадает ему в руки.

Каким должен быть реставратор иконописи?

Прежде всего, любой реставратор обязан быть цивилизованным человеком, осознающим каждый шаг своего вмешательства в святыни. Для адекватной реставрации старинной иконы наиболее важны следующие знания и навыки реставратора.

Первое. Знание исторических вех в развитии иконописи, характерных черт для каждой из них позволит реставратору при первом осмотре иконы составить для себя представление о приблизительном времени и месте ее написания. Имея подкрепленный знаниями в области иконописи вывод о происхождении иконы, реставратор может с большой точностью определить состав грунта и красок без сложной химической экспертизы и без лишнего травмирующего вмешательства в исторические слои.

Второе. Знание школ и канонов для каждой из них. При воссоздании крупных участков утраченной иконописи, затрагивающих лики, фрагменты одежды, фигуры целиком, части пейзажа или надписи, возникает потребность в поиске аналога той же школы, что и реставрируемая икона. У "просто художника-реставратора" на это могут уйти месяцы и годы, если он не знает наверняка, куда ему нужно смотреть и что искать. Профессионал, зная принадлежность иконы к той или иной школе, выдерживая соответствующий канон, при воссоздании не привнесет в икону ничего неправильного или собственного и икона после реставрации будет максимально близка к своему первоначальному облику.

Третье. Конечно, практические навыки тоже очень важны. Прекрасно, если на счету у мастера несколько восстановленных им икон и о каждой из них он может дать культурную и историческую справку. Особенно полезен оказывается опыт реставратора в копировании икон в аутентичных материалах и техниках с целью исследования письма. Однако, опыт этот должен быть направлен именно на получение знаний о письме, на не на собственно копирование, так как все тонировки при реставрации иконы выполняются материалами, отличными от оригинальных.

Может ли иконописец быть реставратором?

Иконописец в церковной мастерской обычно принимает участие в реставрации и поновлении икон, но не всегда при этом соблюдает этику. То есть, например, по привычке работая темперными красками, он и утраченные фрагменты дописывает ими, тем самым объединяя свое письмо с письмом оригинала в один слой. Лаковая пленка, нанесенная поверх промытой и поновленной иконы, сделает неотличимой запись от оригинала. Если реставрация будет с художественной точки зрения выполнена качественно, икона приобретет цельный вид. Но истина при этом станет уже недоступна глазу: сложно будет определить степень современного вмешательства. Кроме того, если после такой реставрации икона подвергнется экспертизе - все равно поздние записи будут обнаруженны, а удалить их, не подвергая риску оригинал, будет крайне сложно. Так, не всегда, даже получивший духовное образование и соблюдающий православные традиции,иконописец - хороший реставратор.

Можно ли доверить реставрацию иконы частной мастерской и какова стоимость?

Еще до начала реставрации, а тем более составления смет, мастер должен изучить состояние иконы и наметить план реставрационных мероприятий. Прямыми показаниями к реставрации иконы служат следующие явления: доска изъедена жучком, наличие подвижных разломов доски, следы плесени, активные осыпи. Все это мастер должен увидеть при визуальном осмотре. Если таковых явлений нет, а стоит задача поновления, мастер может предложить сначала изучить икону в ИК, УФ и рентген-лучах, чтобы выявить поздние записи еще до расчистки иконы. Иногда в результате таких исследований под красочным слоем обнаруживается совсем другая, более ранняя и более ценная икона. Либо поздние поновления столь масштабны, а авторское письмо уже настолько не читаемо, что расчистка может привести к полной потере изображения. Поэтому план мероприятий и, соответственно, стоимость реставрации может определяться мастером только после подробного изучения иконы, а никак не "на вскидку". После изучения мастер описывает состояние поступившей иконы в реставрационном паспорте (своеобразной "истории болезни" иконы). Паспорт этот вместе с фотоотчетом после реставрации передается заказчику. Таков порядок работы  у музейных реставраторов, и так же должна поступать любая коммерческая мастерская.   

Икона "Богоматерь Казанская"
XIX в

Икона "Спаситель"
Масляная живопись. XIX в

Икона "Спаситель"
Темпера. XIX в

Икона Иоан-Креститель Ангел пустыни
XVII в.
Реставратор - Ткаченко О.

Икона Никола Угодник
XIX в. Варшава.
Реставратор - Ткаченко О.

Икона "Знамение". Фрагмент.
Масляная живопись, XIX в



         Реставрация иконы
 "Казанской божьей матери"
               кон. XIX в.
        Отчет реставратора



       Реставрация иконы
            "Троеручица"
               кон. XIX в.
        Отчет реставратора