Фарфоровая фабрика Челси (англ. Chelsea porcelain factory) — первая значительная фарфоровая мануфактура в Англии. Возникла примерно в 1743-45 годах, первые изделия вышли в 1745 году.

Фарфоровый завод в Челси был создан и управлялся Николасом Спримонтом , серебряным ювелиром. Он продолжал делать серебро и после начала свою фарфорового бизнеса. Долгое время фарфоровая фабрика находилась под влиянием серебряных форм.

Расположение фабрики было очень удобно. Рядом был богатый район, где Спримонт мог свести удачные знакомства. Среди богатых и влиятельных покровителей Спримонта и его фабрики был сэр Эверард Фаукенер , который был секретарем герцога Камберленд.  Фаукенер был в дружбе с владельцем фабрики, чтобы получить доступ к важной коллекции Мейсен, которой тогда владел посол в Дрездене. Николас смог создать копию вожделенной коллекции.

Многие предметы Челси, сделанные в середине восемнадцатого века являются копиями предметов Мейсен.

Завод специализируется на фигурках, вазах, и мелких эмалированных столовых приборов , направленных на самую эксклюзивную часть рынка . Хотя рецепт фарфорового теста изменялся не раз, фарфор «Челси» никогда не подвергался сильной эксплуатации, как китайский экспорт или другие английские фабрики. Большинство изделий «Челси», вероятно, были предназначены для легкого использования или просто для украшения. В 1760 году завод «Челси» сделал посуду и фигурки в высоком стиле рококо, под влиянием роскошного фарфора, сделанного французской королевской фарфоровой мануфактуры в Севре.

В 1769 году мануфактура была приобретена Уильямом Дерсби, владельцем фарфорового завода Дерби.  Изделия того периода очень похожи на Дербский фарфор. Это продлилось до 1784 года, когда завод Челси был снесен. Его пресс-формы, узоры и многие из его рабочие и художники были переданы в Дерби.

Историю завода можно разделить на четыре основных периода, названных в честь опознавательных знаков на изделиях:

Треугольный период (около 1743-1749)

Эти ранние продукты носили клеймо в виде треугольника. Большинство изделий были белыми и под сильным влиянием дизайна серебряного ювелира. Наиболее заметные продукты этой эпохи были белые солонки в виде раков. Пожалуй, наиболее известные произведения являются кувшины Коза и Bee в 1747, которые были также на основе модели серебряного литья. Их копии были сделаны в Коалпорт в 19 веке.

Период Поднятый якорь (1749-1752)

В этот период, паста и глазурь были изменены для получения белой, слегка непрозрачной поверхности, на которой можно рисовать. Влияние германского Мейсен, видно в классических фигурах среди итальянских руин и портовых сцен. А также приспособлений из журнала Фрэнсиса Барлоу из басни Эзопа. В 1751  были сделаны копии двух предметов Мейсен. Челси также вдохновляли фигуры птиц и животных Мейсен. Цветы и пейзажи были скопированы с Венсен.

Красный якорь период (1752-1756)

Предметы Kakiemon (японская керамика), не были популярны с конца 1740-х годов, примерно до 1758. Челси, втот периодбыл вдохновлен именно японской керамикой, Мейсен и Шантильи . Посуда в английском стиле была украшена точными ботаническими рисунками растений и цветов, скопированных с восьмого издания книги садовника Филиппа Миллера (1752 ).

Период Золотого якоря (1756-1769)

Влияние Севре был очень сильным и французские мотивы были в цене. Период золотого якоря показал богатые цветные площадки, щедрую позолоту и нервную энергетику стиля рококо.

В 1750-х и 1760-х годах, Челси был также известен своими игрушками, среди которых были бонбоньерки, бутылочные крышки, наперстки, многие с надписями на французском языке. В 1769 году завод был приобретен Уильям Дерсби Дерби. В это время изделия Челси неотличимы от изделий Дерби и этот период обычно называют » Челси — Дерби «.