Реставрация объектов культа -

ответственная перед людьми и историей работа, которая требует от мастера колоссальных знаний и навыков, интуиции и полного отречения от собственной художественной состоятельности.

У реставратора икон нет своего живописного языка: он учится говорить на языке автора того произведения, что попадает ему в руки.

Каким должен быть реставратор иконописи?

Прежде всего, любой реставратор обязан быть цивилизованным человеком, осознающим каждый шаг своего вмешательства в святыни. Для адекватной реставрации старинной иконы наиболее важны следующие знания и навыки реставратора.

Первое. Знание исторических вех в развитии иконописи, характерных черт для каждой из них позволит реставратору при первом осмотре иконы составить для себя представление о приблизительном времени и месте ее написания. Имея подкрепленный знаниями в области иконописи вывод о происхождении иконы, реставратор может с большой точностью определить состав грунта и красок без сложной химической экспертизы и без лишнего травмирующего вмешательства в исторические слои.

Второе. Знание школ и канонов для каждой из них. При воссоздании крупных участков утраченной иконописи, затрагивающих лики, фрагменты одежды, фигуры целиком, части пейзажа или надписи, возникает потребность в поиске аналога той же школы, что и реставрируемая икона. У "просто художника-реставратора" на это могут уйти месяцы и годы, если он не знает наверняка, куда ему нужно смотреть и что искать. Профессионал, зная принадлежность иконы к той или иной школе, выдерживая соответствующий канон, при воссоздании не привнесет в икону ничего неправильного или собственного и икона после реставрации будет максимально близка к своему первоначальному облику.

Третье. Конечно, практические навыки тоже очень важны. Прекрасно, если на счету у мастера несколько восстановленных им икон и о каждой из них он может дать культурную и историческую справку. Особенно полезен оказывается опыт реставратора в копировании икон в аутентичных материалах и техниках с целью исследования письма. Однако, опыт этот должен быть направлен именно на получение знаний о письме, на не на собственно копирование, так как все тонировки при реставрации иконы выполняются материалами, отличными от оригинальных.

Узнайте цену реставрации икон за 5 минут через WatsApp и Telegram

Пришлите описание изделия и фотографии, наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время для уточнения вопросов и согласования окончательной стоимости работ.

Может ли иконописец быть реставратором?

Иконописец в церковной мастерской обычно принимает участие в реставрации и поновлении икон, но не всегда при этом соблюдает этику. То есть, например, по привычке работая темперными красками, он и утраченные фрагменты дописывает ими, тем самым объединяя свое письмо с письмом оригинала в один слой. Лаковая пленка, нанесенная поверх промытой и поновленной иконы, сделает неотличимой запись от оригинала. Если реставрация будет с художественной точки зрения выполнена качественно, икона приобретет цельный вид. Но истина при этом станет уже недоступна глазу: сложно будет определить степень современного вмешательства. Кроме того, если после такой реставрации икона подвергнется экспертизе - все равно поздние записи будут обнаруженны, а удалить их, не подвергая риску оригинал, будет крайне сложно. Так, не всегда, даже получивший духовное образование и соблюдающий православные традиции,иконописец - хороший реставратор.

Можно ли доверить реставрацию иконы частной мастерской и какова стоимость?

Еще до начала реставрации, а тем более составления смет, мастер должен изучить состояние иконы и наметить план реставрационных мероприятий. Прямыми показаниями к реставрации иконы служат следующие явления: доска изъедена жучком, наличие подвижных разломов доски, следы плесени, активные осыпи. Все это мастер должен увидеть при визуальном осмотре. Если таковых явлений нет, а стоит задача поновления, мастер может предложить сначала изучить икону в ИК, УФ и рентген-лучах, чтобы выявить поздние записи еще до расчистки иконы. Иногда в результате таких исследований под красочным слоем обнаруживается совсем другая, более ранняя и более ценная икона. Либо поздние поновления столь масштабны, а авторское письмо уже настолько не читаемо, что расчистка может привести к полной потере изображения. Поэтому план мероприятий и, соответственно, стоимость реставрации может определяться мастером только после подробного изучения иконы, а никак не "на вскидку". После изучения мастер описывает состояние поступившей иконы в реставрационном паспорте (своеобразной "истории болезни" иконы). Паспорт этот вместе с фотоотчетом после реставрации передается заказчику. Таков порядок работы у музейных реставраторов, и так же должна поступать любая коммерческая мастерская.

 

Фотогалерея реставрации икон