Реставрация керамики, как профессия, существует столько же времени, сколько существует ремесло изготовления изделий из этого материала. Секрет обращения глины в твердый и непроницаемый для воды материал раскрыт еще в эпоху неолита и тогда же была разбита первая керамическая емкость. Археологи и исследователи первобытных условий жизни человека обнаруживают в наших предках поразительную смекалку, происходящую от пристального внимания к природе. Известен, например, древнейший способ склейки различных материалов и в том числе керамики. Первобытный клей приготовляли путем длительного сжигания бересты в специальном «тигеле» из гладких камней. Образовавшийся на камнях слой дегтя собирали и использовали для склейки разбитой керамики и для приклеивания каменных наконечников к древкам копий.
Поначалу, конечно, новый навык носил только утилитарный смысл, н о творческое начало в человеке не позволило оставаться примитивными предметам его быта. Так вот, век за веком, простейшая первобытная керамика постепенно превращается в произведения искусства, к обладанию которыми стремятся, за которыми охотятся музеи и коллекционеры всего мира. В VI
веке н.э на территории древнего Китая рождается фарфор – чудо из чудес, «белое золото», позволившее раскрывать художественный дар скульпторам и мастерам росписи на протяжении всего последующего времени до наших дней.
Процесс создания самой простой чашки из фарфора был настолько сложен и требовал такого мастерства, что пережившие страшную температуру обжига единичные экземпляры ценились дороже драгоценных металлов и столетиями хранились в семьях своих обладателей. Но фарфор столь же хрупок, сколь и тверд и вот падает и разбивается фарфоровая ваза, хранившаяся в доме и видевшая уже не одно поколение в нем. Вот здесь и вступает партия реставратора. Это был в своем роде ученый-испытатель, задача которого была сохранить целостность и красоту пострадавшего фарфора. Клея и мастики для реставрации фарфора приготовлялись, как правило, на основе животного б казеина, получаемого из молочных продуктов, яиц и даже крови. К этой основе примешивалась известь и другие компоненты по собственным методикам мастеров. Склеенные с помощью таких составов фарфоровые изделия не только хранились дальше, но и использовались по назначению. Конечно, после такой реставрации неизбежно оставались следы поломок и трещин, но жители древнего Китая не считали прошедший реставрацию предмет ни менее ценным, ни ущербным. Сформированное религией особое мировоззрение восточных ценителей фарфора позволяло относиться с трепетом не только к искусно созданному изделиям из фарфора, но и к истории его бытования. В результате с XVв. в Японии стал популярен особый вид реставрации фарфора: кинцуги, что в переводе означает «золотая заплатка».
При этом способе реставрации трещины и склейки на фарфоре не только не маскируются, но, наоборот, подчеркиваются при помощи декорирования лаком из сока дерева «уруси» с нанесенным на него золотом. После такой реставрации фарфор приобретает вид уникального и драгоценного изделия.
Великий шелковый путь открыл фарфор для Европы, хотя технология его изготовления вплоть до начала 18 века оставалась для европейцев секретом. Одновременно с появлением фарфора возникло и ремесло реставратора фарфоровых изделий. Европейские реставраторы так же, как реставраторы Китая использовали клей на основе казеина с различными примесями. Для более надежного сцепления отломков использовали металлические скобы, вставляемые в просверленные по обе стороны стыка отверстия. Этот способ реставрации фарфора так же требовал немалого мастерства. Реставрированная этим способом фарфоровая и керамическая посуда сохранилась до наших дней и украшает музеи фарфора и частные коллекции.
Рецепты клеев для ремонта керамики и фарфора передавались в различных вариантах из поколения в поколение. Основной составляющей клеев и мастик все же оставался животный казеин с различными примесями от чеснока и сахара до алебастра. Таким образом, почти любой состав для склейки фарфора можно было произвести в любой кухне.
В 50 годах XX века появился клей марки БФ. Различные его варианты применялись для склейки фарфора не только реставраторами, но и всеми, у кого появлялась такая потребность. Его не нужно было кропотливо приготовлять, он был прост в использовании и ремонт фарфора стал общедоступным. В результате до нашего времени дошло огромное количество фарфорового антиквариата с неэстетичными коричнево-черными склейками. Места склеек старались скрывать под слоем краски, имитирующей поверхность фарфорового изделия. Преимущество одного реставратора перед другим стало заключаться в наиболее качественном маскировании дефектов на фарфоре.
Но, к сожалению, нанесенный поверх трещин и склеек слой краски и лака все же выдавал участки реставрации, а со временем еще и темнел. И все же стоит с благодарностью отнестись к тем, кто заботливо собирал каждый отломок разбившейся фарфоровой чашки, вазы, статуэтки и других предметов, благодаря чему мы сейчас можем любоваться ими
в настоящее время химическая промышленность предлагает огромный выбор готовых составов и клеев для реставрации фарфора и керамики, а так же профессиональное оборудование, чтобы Благодаря разнообразию и доступности современных материалов, сейчас реставраторы могут не только без следа скрыть участки, на которых проводилась реставрация, но и воссоздавать утраченные элементы фарфоровых произведений в полном соответствии с исходником. Например, знаменитый лепной декор на статуэтках Майсенской мануфактуры, фрагменты посуды, глазурованной и бисквитной скульптуры и т.д.
Теперь мастерство реставратора заключается в том, насколько точно он может повторить, не используя обжига, фактуру, цвет, степень глянца поверхности фарфора, восполнять траченные росписи и деколи, а так-же насколько пластически точно воспроизводит отсутствующие фрагменты. В последнее время так же возрождается искусство кинцуги.
Из-за своей хрупкости фарфоровые предметы антиквариата быстро становятся уникальными и реставраторы помогают бороться за каждый из них.