АБАКА: венчающая часть колонны, которая принимает на себя тяжесть карниза.

АКАНТ (греч.): южное травянистое растение с большими зубчатыми листьями, собранными в виде розеток. Характерен для античной орнаментики. В средневековье и в новое время этот элемент орнаментики видоизменялся. 1. греческий; 2. римский; 3. византийско-романский; 4. готический; 5. завиток аканта в стиле ренессанс .

АКРОТЕРИОН: украшение или насадка на острие или на обоих концах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.

АЛЛЕГОРИЯ: условное изображение абстрактного понятия через конкретные образы.

АЛМАЗНАЯ ГРАНЬ: элементы декора, имеющие форму кусочков драгоценных камней, распространены главным образом в мебели ренессанса.

АМУР: древнеримский бог любви, изображавшийся в виде обнаженного крылатого мальчика с луком и стрелами; маленький ангел; шире — изображение обнаженного ребенка в искусстве.

АНТИЧНЫЙ: восходящий к греко- римской древности. АНТИК: обычно всякого рода предметы, носящие отпечаток старины, редкости.

АППЛИКАЦИЯ: способ создания орнаментов или иных изображений путем наложения на основной фон кусочков из иного материала, например, на мебельное изделие — выпиленного орнамента из металла.

АРАБЕСКА: насыщенный и сложный орнамент, основанный на прихотливом переплетении геометрических и стилизованных растительных мотивов, порой включающих и надпись. Получил развитие в пластических искусствах арабских стран, распространен в испанско — арабско — мавританском искусстве. Более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов.

АРКА: форма, которая в зависимости от различного назначения и различных стилей встречается в различных валиациях в зданиях, мебели и жилище. Арки в виде: 1.полуклуга; 2. сегмента; 3. в виде корзины; 4. остроконечный свод; 5. сегментный остроконечный свод; 6. свод в форме ланцета; 7. поздний неоготический свод (Тюдор); 8. свод в виде ослиного хребта; 9.свод в виде занавеса; 10.в виде подковы; 11. в виде пера для ручки; 12, 13. веерообразные своды; 14. в виде трилистника; 15. двойной остроконечный свод. Английские формы готических арок: 1. ранняя готика, 3-4. высокая готика, 5. аоздняя готика (Тюдор).

АРКАДА: повторяющиеся на столбах или колоннах ряды арок.

АРМУАР: шкаф для оружия, позднее так же платяной или книжный шкаф.

АРХАИЧЕСКИЙ: древний, свойственный старине. В греческом искусстве — период до середины V в. до н.э. АРХАИЧНЫЙ — отзывающийся стариной, устарелый.

АРХИВОЛЬТ: профильный арочный карниз, обрамляющий арку.

АРХИТЕКТУРА: зодчество, строительное искусство; художественное решение объекта строительства, форма его построения.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЧЛЕНЕНИЯ: общее обозначение принятых в архитектурных сооружениях колонн, пилястров, карнизов, профилей, арок, аркад, балясин, ризалитов и т.д, которые можно встретить в старых мебельных изделиях.

АРХИТРАВ: горизонтальная каменная балка, расположенная непосредственно над колоннами, которая в античном искусстве несла фриз и венчающий карниз.

АТЛАНТ: несущая колонна в виде мощной мужской фигуры на мебельных изделиях или зданиях (от мифологического Атласа, поддерживающего небесный свод).

АТРИЙ (ater -черный): главное помещение раннегреческих и римских жилых домов с очагом, от дыма которого помещение становилось черным. Позднее — вестибюль без крыши в римском доме.

АТТИКА: свободно стоящая низкая стена над главным карнизом здания, которая максимально скрывает крышу с целью ее маскировки.

БАЗА: нижняя часть колонны или пилястра.

БАЛДАХИН: полог кровати.

БАЛЮСТРАДА: перила, состоящие из балясин между постаментами.

БАЛЯСИНА или СТОЙКА БАЛЮСТРАДЫ: богато профилированные, волнистые колонны небольшого размера круглой или четырехугольной формы, опора для перил или парапета.

БАРЕЛЬЕФ: плоский рельеф.

БАРОККО: название стиля, происходящее от характерного мотива раковины.

«БИСКВИТ»: белый, не покрытый глазурью фарфор, в классицизме употреблялся так же в качестве вставок в мебельные изделия.

БОРОЗДКА (желобок) — профиль.

БРУС: доска толщиной 50- 100 мм.

БУСЫ: тонкая полоска, состоящая из шаров и продолговатых элементов; в мебели часто применяется как декоративный элемент профилей, особенно в итальянском ренессансе.

БУФЕТ: шкаф для посуды.

БЮРО — письменный стол.

ВЕДЖВУД: английский не покрытый глазурью фаянс, вторая половина XVIII в. Барельефные дощечки с белыми рельефными фигурами из этого фаянса применялись в качестве вставок на мебели.

ВЕНОК: большей частью пластичный орнамент, прямолинейный или в форме круга, из растительных элементов, цветов, фруктов, иногда перехваченный лентами.

VERNIS MARTIN: техника лакирования мебели по китайскому образцу (золото по черному фону), доведенная до совершенства братьями Мартен (работали в 1702- 1765 гг)

ВНУТРЕННЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ СВОДА: внутренняя плоскость стеры в выемке двери или окна.

ВОЛЮТА: скульптурное украшение из двух спиралевидных завитков на капители ионической колонны; основная форма украшения заимствована из природы. Основной мотив орнаментики бронзового века, позднее использовавшийся во всех стилях.

ГАРДЕРОБ: большой шкаф для одежды; так же помещение для хранения одежды.

ГАРНИТУР: полный комплект предметов (мебели, инстументов, утвари и пр.) одинакового образца или служащих одной цели.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА: примитивное украшение поверхности. Геометрический рисунок клинообразными линиями вырезается в дереве.

ГЕРИДОН: столик или декоративная подставка на ножке — колонне.

ГЕРМА: короткая,сужающаяся книзу четырехугольная колонна, завешающаяся бюстом. Начиная с ренессанса, особенно же — в стиле барокко, часто употреблявшийся элемент украшения шкафов.

ГИРЛЯНДА: волнообразное украшение на зданиях или мебельных изделиях, составленное из листьев, цветов, фруктов и лент.

ГНУТЬЕ (ДРЕВЕСИНЫ): гнутье деревянных жердей (элементов мебели), размягчающихся посредством кипячения или пропаривания в металлических формах. После сушки древесина приобретает изогнутую форму. Это основа техники Тонета при производстве гнутой мебели. Благодаря гнутью древесины экономно расходуется материал, продукция добротна.

ГОБЕЛЕН: декоративные ткани высокой художественной ценности, вырабатываемые ручным способом: тканые картины, драпировки и т.д.

ГОТИЧЕСКАЯ СКАМЬЯ: скамья с переметом, доска спинки откидывается таким образом, чтобы дать возможность сидеть с обеих сторон. Ставилась главным образом перед камином.

ГРАНАТОВЫЙ УЗОР: узор на тяжелых шелкавых или бархатных плательных и обивочных тканях, созданных по восточным образцам XV в. в Италии.

ГРИФ: фантастическое животное с телом льва, головой орла и крыльями.

ГРОТЕСК: орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, архитектурные детали и пр. )Получил распространение в античном искусстве.

ДЕКОРАТИВНЫЙ: служащий для украшения.

ДЕКОРАТИВНЫЕ РАМКИ ДЛЯ ОКОННЫХ ПЕРЕПЛЕТОВ: декоративные деревянные планки из твердой древесины с тонким профилем для расчленения стеклянных дверок в мебели.

ДЕРЕВЯННАЯ ОБШИВКА: облицовывание внутреннего помещения ровными деревянными плитами или рамами и филенками.

ДОЩАТАЯ МЕБЕЛЬ: простая мебель, чаще всего из массива ели, в форме которой подчеркиваются особенности доски как материала и особенности дощатой структуры.

ДРАПИРОВКА: собранная в декоративные складки материя.

ДРЕССУАР: поставец, изделие мебели поздней готики, представляющее собой в верхней части уступ с общей задней стенкой и выступающим вперед балдахином. Он располагался у стены в трапезной и служил в качестве стойки для посуды.

«ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА»: бюро, верхняя часть которого, снабженная выдвижными ящиками и нишей посередине.

ЖИРАНДОЛЬ: канделябр или настенный светильник.

ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ: верхний, завершающий камень свода или арки.

ЗВЕРИНАЯ ЛАПА: способ оформления мебельных ножек, происходящий из Египта.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ: геометрический метод, при помощи которого можно определить правильные пропорции произведения искусства.

ИНКРУСТАЦИЯ: плоскостной орнамент на мебели и облицовке стен, набранный из различных материалов (бронза, кость, черепаха, перламутр и т.д).

ИНТАРСИЯ: деревянная инкрустация. Отдельные элементы интарсии тонируют способом погружения в раскаленный песок (обжиг).

ИНТЕРЬЕР: функционально — утилитарная и эстетическая организация, оформление внутреннего пространства помещения.

КАБИНЕТ: декоративный шкаф, чаще всего для хранения бумаг.

КАБРИОЛЬ: изогнутые мебельные ножки, иногда с лапами животного, вероятно, китайского происхождения.

КАНДЕЛЯБР: подставка с развлетвлениями для двух или нескольких свечей или электрических ламп.

КАННЕЛЮРЫ: вертикальные желобки в стволе колонны или пилястры, примыкающие длуг к другу ребром или отделенные друг от друга маленькими плоскостями.

КАПИТЕЛЬ КОЛОННЫ: верхняя выступающая часть колонны, принимавшая в различное время и в различных стилях разнообразные формы: 1. византийская двойная, 2.романская кубическая, 3. готическая, 4. ионическая, 5. коринфская, 6. римско — коринфская.

КАРИАТИДА: женская статуя, поддерживающая, подобно колонне, выступающую часть здания. Встречается в архитектуре и мебельном искусстве как декоративный элемент. Самое большое распространение получила в мебели стиля ампир, подражавшего образцам античного искусства.

КАРНИЗ: горизонтальный выступ, завершающий стену здания, мебельное изделие или идущий над окнами, дверями. Главный венчающий карниз завершает здание или мебельное изделие сверху.

КАРТУШ: лепное или графическое украшение в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, вензеля, эмблемы и т.п. Часто употребляющийся элемент в позднем ренессансе и барокко.

КАССА — ПАНКА: скамья- сундук или скамья для сидения, имеющая внизу ящик, в большинстве случаев с деревянной спинкой и подием, изобретение итальянского ренессанса, предшественница канапе.

КАССОНЕ: большой сундук для одежы и домашней утвари, одновременно использующийся для сидения.

КЕССОН: четырехугольное углубленное поле балочного перекрытия.

КИМА: («набегающая волна»): украшение в виде каймы из стилизованных листьев, преимущественно на карнизах греческих храмов.

КИТАЙЩИНА: китайские мотивы декоративных украшений — ажурная решетка, лаковая живопись для украшения французской и английской (Чиппендейл) мебели рококо и интерьеров XVIII в.

КЛАССИЦИЗМ: стилевые тенденции, основанные на подражании античным образцам, например, в стиле ампир.

КЛАССИЦИСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЕБЕЛЬНЫХ НОЖЕК: производные от колонны или стелы, сужающиеся книзу; каннелюры, членения, украшения из листьев или розеток еще больше усиливают классический характер.

КЛЕЕНАЯ ФАНЕРА: древесная плита, состоящая из трех тонких слоев еловой древесины, в совокупности 20 — 30 мм толщиной, склеенных перпендикулярно направлению волокон, благодаря чему древесина не коробится.

КЛИСМОС: элегантная форма греческого стула с одинаково изогнутыми ножками и спинкой.

КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: стилевой вариант английской мебели, получивший развитие в работах английских столяров — мебельщиков, эмигрировавших в Америку.

КОЛОННА: суживающаяся кверху, гладкая или ребристая опора. Может быть круглой и четырехгранной. В барокко, как в архитектуре, так и в мебели, культивировались точеные колонны.

КОНСОЛЬ: кронштейн, выступ в стене, выполняющий функцию опоры (поддерживает балкон, карниз) или служащий для установки на нем украшения.

КРАБ, ИЛИ ПОЛЗУЩЕЕ РАСТЕНИЕ: в готике листья и цветы из камня по краю фронтона, фиал и т.п. Орнамент кажется вползающим на архитектурную деталь, отсюда и название.

КУШЕТКА: лежанка широкая, софа.

ЛАМБРЕКЕН: тяжелый поперечный подвес над кроватями, тронными балдахинами или окнами и дверями.

ЛИЗЕНА: вертикальная, несколько выступающая часть стены без капители и базы, часто встречается и в мебели.

ЛЬВИНАЯ ЛАПА: излюбленный мотив римлян при оформлении ножек мебели.

ЛЬНЯНЫЕ СКЛАДКИ: способ заполнения плоскости в поздней готике, прежде всего — в мебели; вертикально расположенные плотные ряды складок, которые напоминают вид складок на ткани.

ЛЮНЕТ: поле полукруглой формы над дверями и окнами.

МАРКЕТРИ: мозаика по дереву. см. ИНТАРСИЯ.

МАСКА: гротескная голова или лицо, декоративный элемент в архитектуре (большей частью на кронштейне) и в мебели (на филенках и резьбе)

МЕАНДР: распространенный тип геометрического орнамента, имеет вид линии, ломанной под прямым углом.

МЕБЕЛЬ ИЗ МАССИВА: мебель, изготовленная из твердой древесины, без фанеровки.

МЕДАЛЬОН: изображение, заключенное в круглую или овальную раму; характерный элемент украшения мебели во французском и нидерландском ренессансе.

МИНИАТЮРА: небольшое по размеру произведение живописи.

МОДУЛЬ: нижний радиус колонны.

МОЗАИКА: соединение мелких кусочков дерева, камня, стекла и т.д в единую цветную картину или орнамент.

МОТИВ БАРОККО: орнамент, состоящий из S и С — образных завитков аканта.

НИША: углубление в стене, часто используемое для скульптуры.

ОБИВКА: обивка мебели для сидения и лежания. Мягкие элементы, обитые тканью, появляются в мебели во времена ренессанса, в барокко этот вид обивки приобретает широкое распространение.

ОБОИ: облицовка стен узорчатой бумагой, появились впервые в Китае.

ОБЮССОН: разновидность гобеленового ткачества для изготовления тонких ковров и мебельной обивки.

ОРНАМЕНТ: художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение элементов рисунка.

ОРНАМЕНТ, АЖУРНЫЙ (МАСВЕРК):архитектурный орнамент готики. В основе этого орнамента не лежит никакой конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля. Часто встречается в мебели (выполняется из дерева) и на зданиях (выполняется из камня).

ОРНАМЕНТ, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ: состоящий из простых геометрических фигур, ритмически последовательный или плоскостной орнамент. Наилучшие примеры можно найти в романском стиле.

ОРНАМЕНТ ИЗ МОНЕТ: украшение, применявшееся в ренессансе, в виде наложенных друг на друга монет.

ОРНАМЕНТ ИЗ РАКОВИН: см. БАРОККО

ОРНАМЕНТ, ЛИСТВЕННЫЙ: характерное для готики украшение из вьющихся растений и листьев.

ОРНАМЕНТ, ПЛОСКОСТНОЙ: стилизованный орнамент, использующий свойства и особенности плоскости, не подчеркивающий объема.

ОРНАМЕНТ, СТИЛИЗОВАННЫЙ В ВИДЕ ЦВЕТКА ЛОТОСА: стилизованная «водяная роза», часто встречается в восточной орнаментике (Индия, Египет).

ОРНАМЕНТ, СТИЛИЗОВАННЫЙ В ВИДЕ ШИШКИ ПИНИИ: орнамент, распространенный в восточном искусстве. У ассирийцев использовался в качестве мебельной ножки.

ОРНАМЕНТ «УШНОЙ РАКОВИНЫ»: элемент орнамента позднего ренессанса в виде хрящевидного утолщения.

ПАЗ: выемки в досках или других видах пиломатериалов, в который вставляется шип другой детали; вид соединения деревянных элементов.

ПАЛЬМЕТТА: веерообразный растительный орнамент. В архитектуре и в мебели отдельно стоящие пальметты использовались в качестве венчающего элемента или фриза.

ПАНЕЛЬ: крупный элемент, готовая деталь для мебельного производства. Панель состоит из склеенных реек, облицованных с двух сторон черновой рубашкой, расположенной перпендикулярно направлению волокон внутреннего слоя.

ПАПИРУС: высокое африканское растение, из сердцевины которого египтяне изготавливали папирус для письма. Из связанных в вязанку сволов изготовлялись стержни и капители колонн.

ПАРКЕТ: пол из плиток твердой древесины.

ПАТИНА: изменение, происходящее на поверхности металла и дерева под воздействием воздуха.

ПИЛЯСТРА: четырехгранная полуколонна, выступающая из стены. Держит антаблемент, укрепляет и расчленяет стену. Начиная с ренессанса встречается и в мебели, главным образом, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.

PIETRA DURA: вставки из цветных камней, применявшиеся в эпоху ренессанса для украшения столешниц и лицевой стороны выдвижных ящиков.

ПЛАСТИКА: скульптурное произведение.

ПЛАФОН: декоративный потолок; потолок, украшенный живописью, мозаикой или лепкой.

ПЛИТА: любой тонкий древесный слой, чаще всего многослойная плита, склеенная из листов шпона, волокна которого расположенны в отношении друг друга поперечно.

ПОДОБЛИЦОВОЧНАЯ ФАНЕРА: то же, что и черновая рубашка, см. Фанера.

ПОЗОЛОТА: часто применявшийся в определенных стилях способ украшения мебельной резьбы, фурнитуры, светильников, часов и т.д. Позолота бывает двух видов: 1. золоченая бронза., 2. наложение настоящего сусального золота на подготовленную с помощью клея и мела основу.

ПОЛИРОВКА: полирование фанерованной и тщательно отшлифованной поверхности мебели посредством многократного протирания растворенным в спирте шеллаком. Лаковое покрытие получается многослойным.

ПОЛИХРОМАТИЧЕСКИЙ: многоцветный.

ПОЛОСА: украшение, размещенное наподобие фриза, большей частью на карнизах, например, ряды пальметт, меандр и пр.

ПОЛУКОЛОННА: колонна, наполовину выступающая из стены.

ПОРТАЛ: художественно оформленный парадный вход архитектурного сооружения, часто оформленный богатым орнаментом и живописью.

ПОРТЬЕРА: занавес перед дверью или дверным проемом.

ПОСТАМЕНТ: пьедестал, остов, на котором возвышается колонна или статуя.

ПОЯС: карниз или полоса наподобие карниза, так же на сводах арок.

ПРОТРАВА: красящие вещества, которые в соответствующих растворах служат для окраски деревянных поверхностей, не закрывая текстурного рисунка.

ПУЛЬТ: парта, бюро,стол или шкаф средней высоты, верхняя плоскость которых скошена для письма. Существуют бюро, за которыми можно писать стоя.

ПЬЕДЕСТАЛ: то же, что и цоколь, подножие колонны.

«ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ГОТИКА»: стилевой вариант поздней готики во Франции, в котором сложные формы ажурного орнамента выглялят как языки пламени.

РАППОРТ: повторяющееся изображение основного элемента рисунка, например, на обоях или ковре.

РАСПИСНАЯ МЕБЕЛЬ: поверхность мебели, сделанной из массива древесины, главным образом крестьянской, не облицовывается дорогостоящей фанерой, а покрывается масляной краской.Затем плоскости украшаются орнаментальной живописью.

РЕБРА: в архитектуре пластически подчеркнутые края конструкции сводов.

РЕЗЬБА, ПЛОСКАЯ: характерный способ украшения в южногерманской (тирольской) готике. Фон орнамента немного углублен и тонирован. Сам орнамент выступает непосредственно на плоскости без объема,только в очертаниях.

РЕЛЬЕФ: скульптурное изображение на плоскости, часто используемое как мебельное украшение.

РЕЛЬЕФНОЕ ЛАКИРОВАНИЕ: вырезанное в толстом слое лака украшение; китайская техника.

РЕШЕТКА: в искусстве мебели XVIII в. излюбренный мотив украшения изделий по китайским образцам. Как украшение, часто употреблялось на царгах, на спинках стульев и на оконных стеклах.

РИЗАЛИТ: часть здания или изделия мебели, которая выступает по всей высоте с целью расчленения и оживления поверхности. Различают средние, боковые и угловые ризалиты.

РОГ ИЗОБИЛИЯ: излюбленный декоративный мотив во всех стилях, начиная со времен римлян.

РОЗЕТКА: орнамент в виде круга, составленный из цветочных лепестков. Как плоскостной орнамент использовался с античных времен, в готике принял форму оконной круглой розы — характерного отличительного признака готической архитектуры.

РОКАЙЛЬ: искусственный грот, раковина; хрупкая, тонко расчлененная ассиметричная форма раковины, характерный орнамент рококо.

РУСТИКА: см. ТЕСАНЫЙ КАМЕНЬ.

СГРАФФИТО: разновидность декоративной живописи; устойчивая к атмосферным влияниям живопись на стенах, особенно фасадах. На стену наносится слой сырой штукатурки, на который накладываются слои цветной штукатурки. Затем при помощи скребков штукатурка процарапывается на различную глубину.

СЕРВАНТ (креденца, буфет): известное в различных формовариантах характерное изделие старонемецкого стиля XIX в.

СИРЕНА: длевнегреческое мифологическое существо с телом птицы и женской головой, в стилизованном виде фигурирует во всех стилях. Особенно популярный мотив романского стиля.

СОЕДИНЕНИЕ НА ШИПАХ (шиповое соединение): способ соединения деревянных элементов, при котором установленные под углом доски соединяются друг с другом посредством вырезанных шипов. Существует прямое соединение и в форме ласточкиного хвоста, открытое соединение клиновидными шипами или соединение впотай.

СОЕДИНЕНИЕ В УС: соединение двух досок или реек под углом 45 градусов при изготовлении рам для картин или рамочно — филеночной вязки.

СПЛАЧИВАНИЕ: изготовление сплошной деревянной поверхности

из отдельных досок различными способами соединения по ширине, например, при настиле полов.

«СТАЛАКТИТОВЫЙ СВОД»: свод исламской архитектуры, состоящий из ниш и свисающих заостренных окончаний, напоминающих наросты в сталактитовой пещере.

СТЕЛА: в антике отдельно стоящая каменная плита надгробия с надписями. Так же применялась в мебели, особенно в ренессансе.

СТОЛ- КОНСОЛЬ: половина стола, большей частью под крупным настенным зеркалом в роскошном исполнении.

СТЕКЛО, КРУГЛОЕ ОКОННОЕ: перед тем, как появилось листовое стекло, створки окон остеклялись круглыми стеклами с утолщением посередине в свинцовой оправе.

СТОЛЯРНАЯ МЕБЕЛЬ: мебель, элементы которой построены и оформлены по точной конструктивной системе. Конструкция подобной мебели имеет ясные очертания безподражания архитектурным формам.

СТУЛ, ВИНДЗОРСКИЙ: изготовленное в Англии в 1750 г. кресло из точеных прутьев. Красивая, простая рустикальная мебель для сидения.

СТУЛ, СКЛАДНОЙ: складывающийся стул, обычно имеющий конструкцию типа ножниц.

СТУЛЬЯ АНГЛИЙСКИЕ, СПИНКИ: видоизмененные формы барокко, принявшие в XVIII в. формы скрипки или балясины, позднее сквозные. С наступлением классицизма спинки становятся прямолинейными, с решеткой или в форме щита.

СТУККО: название отделочной техники формированными вручную гипсовыми украшениями.

СФИНКС: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой в Древнем Египте, олицетворявшее власть фараона.

СУНДУК: средневековое изделие мебели, выполненное из досок плотницким способом; первоначально с резным геометрическим орнаментом, позднее — вплоть до замены его шкафом — использовался во всех стилях.

ТЕКТОНИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ: вид соединения мебельных элементов, при котором соединения образуютя самими составными частями, например,цапфы, зубцы и т.д.

ТЕСАНЫЙ КАМЕНЬ: обработанный в виде квадрата натуральный камень,из которого строят фасады.

ТИМПАН: греческий фронтон, чаще всего со скульптурным украшением. В мебели — так же завершение изделия, приобретавшее в зависимости от стиля различную форму., см. так же ФРОНТОН.

ТОЧЕНИЕ (на токарном станке): обработка древесины (или других мягких, неметаллических материалов) на токарном станке для получения различных профильных точеных предметов — ножек для мебели, балясин и прочих мебельных элементов.

ТРЕНОЖНИК: бронзовая подставка на трех ножках, чаще всего складная, на которую в античные времена ставилась жертвенная утварь.

ТРИКЛИНИЙ: столовая древних римлян.

ТРОСТНИКОВОЕ ПЛЕТЕНИЕ: плетение различных узоров из расщепленного на ленты испанского тростника для сидений и спинок мебели.

ТРОХИЛУС (бороздка): см. ПРОФИЛЬ

ТРОФЕЙ: декоративно сгруппированное оружие как символ победы; часто использовался в мебели как декоративный элемент.

УРНА: глиняный сосуд, первоначально предназначенный для погребения. Как декоративный орнамент часто употребляется в архитектуре и в мебельном искусстве. В английском классицизме на буфетах с обеих сторон имеются деревянные урны, где хранили ножи.

ФАЛЬЦ: выемка или углубление для лучшего соединения деревянных элементов друг с другом.

ФАНЕРА: тонкие пластины ценных пород древесины, которыми облицовывается дешевая древесина пористых пород.

ФАНЕРОВАТЬ — облицовывать фанерой.

ФАСАД: лицевая часть здания или мебельного изделия.

ФЕСТОН: гирляндаиз листьев, цветов и фруктов; на зданиях выполнена из камня или гипса, на мебели вырезана из дерева.

ФИАЛА: в готике наконечник колонны, пилястра в форме заостренной башенки, встречается как в архитектуре, так и в мебельном искусстве.

ФИЛЕНКА: элемент столярной конструкции — рамочно-филеночной вязки.

ФИЛЕНКИ, ОТДЕЛКА: типы готической резьбы: 1. ажурные, 2. растительный орнамент, 3. льняные складки, 4. растительный орнамент. В ренессансе имелись богато расчлененные геометрические или профильные филенки.

ФРИЗ: первоначально полосы на античных храмах между венчающим карнизом и архитравом, чаще всего с украшением в виде фигур. В настоящее время — любые орнаментальные полосы,идущие по кромке мебели или стены.

ФРИЗ, ЗУБЧАТЫЙ, или ЗУБЧИКИ (ДЕНТИКУЛЫ): ряд чередующихся отстоящих вперед и назад, вытянутых прямоугольных плоскостей; часто употребляемое украшение над карнизами зданий и мебельных изделий.

ФРОНТОН: завершение фасада здания, которое держит одно — или двускатную крышу.

ФРОНТОН В МЕБЕЛИ: фронтон часто использовался так же как завершение мебельного изделия. 1. в греческом искусстве в виде тимпана, 2. в ренессансе с аркой, 3. в классицизме с раскрепованным карнизом, 3. в барокко с раскрепованным и завернутым элементом арки.( см. илл. к слову ТИМПАН)

ФУНКЦИОНАЛИЗМ: принцип формообразования предметов потребления, основанный на их практическом использовании.

ФУРНИТУРА: применяемые на деревянной мебели металлические элементы, которые используются в качестве украшения или с практическими целями в форме футерок, ручек, застежек.

ХИМЕРА: фантастическое животное из греческой мифологии, встречающееся в качестве декоративного мотива в античном и более поздних стилях.

ЦАРГА: дощатая рама, соединяющая ножки столов или стульев; вообще любая дощатая рама, поставленная на кромку.

ЦВЕТОК В ФОРМЕ КРЕСТА: выполненный в виде бутона или цветка шпиль готической башни с крестообразно расположеными листьями.

ЦОКОЛЬ: нижняя, выступающая опорная часть здания; в мебели — массивная опора, заменяющая ножки. Обычно применяется только для больших, состоящих из нескольких частей шкафов.

ЧЕРНАЯ ЭМАЛЬ, ЧЕРНЬ: на блестящей металлической поверхности гравируется рисунок, царапины которого заполняются черной металлической краской.

ЧЕКАНКА: обработка поверхности металлов.

ЧЕРНОВАЯ РАМА: рама для натягивания живописного полотна или холста, выверяемая с помощью клиньев.

ЧЕРНОДЕРЕВЩИК (ЭБЕНИСТ): название столяра высокого класса в XVIII в., изготавливавшего богато инкрустированную художественную мебель.

ЧЕРТОЗИАНСКАЯ МОЗАИКА: развивавшаяся главным образом в готике и ренессансе инкрустация из дерева, перламутра и кости.

ЧЛЕНЕНИЯ: элементы мебельного изделия, созданного по законам архитектуры, выделенные посредством выступов и углублений.

ШЕЗЛОНГ: появившаяся в XVIII в. мебель для лежания, состоявшая из двух или трех частей со спинкой.

ШИФОНЬЕР: узкий шкаф с большим количеством выдвижных ящиков для белья.

ЩИТ: чаще всего — декоративный мотив мебельной резьбы, особенно, в готике и раннем ренессансе.

ЭВРИТМИЯ: полная симметрия, ритмичное деление частей целого.

ЭДИКУЛА: небольшой храм, капелла, ниша для статуи или саркофага; надстройка над алтарем; окно в форме здания с фронтоном.

ЭМАЛЬ: разноцветная, текучая стекломасса, которой в качестве украшения глазируется металл, а иногда так же стекло и керамика.

ЭНТАЗИС: выпуклость ствола греческой колонны, производит впечатление напряженности колонны под действием идущего сверху давления.